Жаркий месяц декабрь!
Как не упустить сезон продаж.
Хочу поделиться с вами историей одного проекта. Я расскажу, какие меры надо предпринять, чтобы не "прос*ать" сезон.
В октябре 2017 нас пригласили контролировать качество работы контакт-центра в молодой проект “Купим Вам Вино”. Проект прекрасно зашёл на рынок и быстро наращивал органический трафик (как это сделали, рассказывал директор по маркетингу Игорь Простянкин).
Начало работы было многообещающим
Мы выстроили ребятам структуру работы, внедрили скрипты, RetailCRM и постоянный контроль качества, корректируя работу сотрудников онлайн. В ноябре был внедрен чат. Параллельно директор занимался расширением штата. Набор людей осложнялся тем, что на данную позицию требовались профессионалы, хорошо разбирающиеся в алкогольной продукции, прошедшие курсы сомелье. В сезон вошли с количеством сотрудников, которого было достаточно для закрытия самого оптимистичного прогноза по обращениям.
Наступило 1 декабря и число заявок увеличилось сразу на ⅓. К 5 декабря мы вышли на оптимистный прогноз. Дальше количество обращений начало увеличиваться в геометрической прогрессии. Контактный центр перестал успевать обрабатывать не только чат, но и телефонные звонки.
Расширить отдел в разгар сезона уже не представлялось возможным. Чат был включен только на сбор лидов. Сотрудники работали сверх нормы, но это не спасло ситуации.
Уже к 20-м числам количество обращений превысило оптимистичный прогноз в 3 раза, и мы захлебнулись:
- количество пропущенных звонков составляло 50 % от обращений;
- еще пул клиентов отвалился банально из-за нехватки линий: люди даже не доходили до IVR, звонок сразу обрывался;
- отработка заявок с сайта и чата производилась за 3-5 дней;
- ощутимо выросло количество ошибок, что приводило к негативу со стороны клиентов.
По итогу план был перевыполнен на 48 %, но клиенты остались недовольны.
Что делать и как этого избежать
В первую очередь, следует изначально ставить максимально правильный прогноз. Даже если вы - начинающий проект, сейчас достаточно много источников, где можно посмотреть текущие тренды в вашей тематике, в том числе, за предыдущие аналогичные периоды.
Во-вторых, нужно иметь солидный резерв “спящих сотрудников”, которые будут готовы в пиковой ситуации выйти на работу. Для этого необходимо постоянно проводить собеседования и пополнять резерв.
В-третих, у вас всегда должен быть четкий регламент, в котором прописан план действий для всех сотрудников при возникновении подобных ситуаций.
Что можно сделать для минимизации потерь, если это уже произошло:
1. Обозначьте время
Обязательно пропишите на сайте, что время обработки заказов увеличено. Здесь важно укладываться в указанное время, чтобы не порождать негатив у клиента.
2. SMS-оповещение
В идеале нужно настроить автоматическую отправку СМС-оповещений о заказе с указанием периода времени, в течение которого с клиентом свяжутся. Это поможет сократить количество повторных звонков от клиента из разряда “Я оставлял заказ на сайте, но мне никто не позвонил…”
3. Обратитесь с конкретным предложением
При обработке заявок с сайта (из Корзины) звоните клиенту с уже готовым предложением. Понимаете, что товара нет в наличии и вам надо предложить аналог или вам необходимо уточнить наличие у поставщика? Лучше сделать это заранее, предоставив клиенту полную информацию, сделав конкретное предложение. Это сократит количество исходящих интеракций («взаимодействий») к одному клиенту.
4. Сократите скрипт
Для обработки входящей линии запустите сокращенную версию скрипта, убрав некритичные модули. Таким образом вы уменьшите время диалога - время обработки одного контакта.
5. Создайте интерактивное голосовое меню
Если видите, что у вас увеличивается время ожидания клиента на линии, включите IVR с рекомендацией оставить заявку на сайте. В качестве мотивации за это можно давать небольшие бонусы. Заявки с сайта требуют меньше времени на обработку.
6. Переведите сотрудника на “бумажную” работу
Если у вас нет выделенного “закупера” и менеджеры ведут документацию по клиенту самостоятельно, то лучше на этот период выделить такого человека. Это позволит вам освободить время остальных сотрудников на обработку обращений и максимально снизить количество потерянных контактов.
7. Распределите роли
Разделите сотрудников на две группы: одни отрабатывают только входящие звонки, другие - только заявки с сайта и почту. Это позволит сократить количество ошибок и “забытых” клиентов.
Все вышеперечисленные действия помогут вам минимизировать потери клиентов и, соответственно, выручки.
Хороших вам продаж и правильных решений в уходящем году!