Как потратить на разработку сайта в 2 раза меньше, сберечь нервы и как минимум полгода жизни

опубликовано
3039 20 мин.

В интернете популярны мемы «Ожидание vs Реальность». У каждого наверняка есть подобные примеры из личного опыта.


А теперь пример из рабочих будней
специалистов по созданию сайтов.

Этап сдачи дизайн-макетов (ожидание): презентуем клиенту. Заказчик собирает совещание, созывает всех, от секретаря до коммерческого директора, все кивают, всем нравится, каждый уверен, что именно он дал те «очень важные» рекомендации для дизайнера. Правки минимальны, все довольны. Ура! Теперь можно выдохнуть, поделиться успехами с коллегами и отпраздновать.

Идет воодушевленная работа над следующими этапами. Верстка и программирование завершены. Финиш уже не за горами. Наступает долгожданный момент - клиент присылает контент.
И тут все начинает идти как-то не так:

  • оказывается, что поле «Название» должно содержать не “Самовар электрический”, а «Самовар тульский, электрический, с авторской росписью, под хохлому, с подносом, чайником и чашками»,
  • вместо фото самовара на белом фоне - фото на сером и в разной ориентации, в маленьком разрешении,
  • на месте дополнительных фото зияет огромная дыра, так как дополнительных фото нет,
  • вместо десяти характеристик - две, или вместо пяти нужно впихнуть 15 и все с иконками,
  • у товара в макете была одна цена, а по факту должно быть: цена, старая цена, размер скидки в процентах и экономия в рублях;
  • в меню навигации вместо 8 пунктов должно быть 15.

Клиент подгоняет с релизом. Но вы понимаете: либо вернуться к предыдущим этапам (дизайн, верстка, программирование), либо показывать «как есть». Но кто будет платить за дополнительную работу? Значит, показываем «как есть».

Клиент снова собирает совещание, все воодушевлены и хотят увидеть новый сайт, и тут .... наступает реальность: у всех одна фраза в голове: «WTF?». Атмосфера накаляется, настроение руководства можно передать отрывком из всем известного фильма.

Что же пошло не так? Почему ожидания не совпали с реальностью? Как избежать разборок?


Формула качественного блюда
(дизайна сайта)


Ингредиенты (контент) — самый важный компонент в любом блюде, от него больше всего зависит результат (качество блюда).

Контент - это все, что есть на сайте: тексты, фото, графика, видео, аудио. Он создает уникальный имидж компании, транслирует посылы и преимущества, вдохновляет посетителя узнать больше о компании и товаре, сделать покупку (целевое действие).

Контент работает на всех этапах маркетинговой модели AIDAs, сопровождает пользователя на пути от формирования потребности до покупки товара (услуги):

  • AПривлекает внимание пользователя к продукту / услуге.
  • IВызывает интерес пользователя, формирует мнение о товарах / услугах на сайте.
  • DФормирует желание, ассоциирование с собой, со своим образом жизни, возможностями.
  • AПродает продукты и идеи владельцев сайта.

Контент для сайта нужно прорабатывать еще до разработки и дизайна. Почти все это знают — никто так не делает. Причины разные: разработчики и заказчики не осознают риски (про это я планирую написать отдельную статью, прим. автора) или имеют маленький опыт в разработке и управлении проектами.

В двух случаях из трех заказчики думают, что успешность сайта зависит от дизайна (от повара): “красоты”, “богатства” и “оригинальности”. Они вмешиваются в процесс разработки, согласовывают дизайн с домочадцами и друзьями, распечатывают на принтере (говорят, что цвет на бумаге не совпадает с цветом на мониторе), смотрят под лупой. Про контент (ингредиенты) все забывают, хотя он составляет 70-80 % площадки сайта. Они пытаются научить «повара» готовить, хотя платят ему за его экспертизу (знания и навыки), но при этом забывают, что если заменить “форель” на “сосиски”, то нужно менять и рецепт.

Выбор повара и рецепт — это темы для отдельных статей, здесь мы их рассматривать не станем. Будем считать, что с их выбором вы уже определились.

Как построить работу по сайту
на примере приготовления яичницы

Любой проект или дело, например, строительство дома, разработка сайта или приготовление блюда, можно разбить на последовательные этапы. Если их очередность верная, то мы получим результат с максимальной эффективностью и в предсказуемые сроки.


Посмотрим, как разработать сайт на примере приготовления блюда:
Определяемся, для кого и какое блюдо готовим
(формат бизнеса, целевая аудитория)
Выбираем рецепт
(тип сайта, его структура)
Составляем список ингредиентов и идем в магазин
(анализ наличия контента)
Покупаем ингредиенты:
так, нужны яйца, хлеб, помидоры, перец сладкий
(подготовка контента)
Изучаем рецепт, пониая, в какой последовательности следует все делать: так, сначала обжариваем помидоры и перец, потом разбиваем яйца
(прототипирование)
Доводим до готовности, перекладываем на тарелку, сверху посыпаем лучком и подаем
(дизайн)

Это универсальная инструкция для «приготовления дизайна» любого качественного проекта.
К сожалению, многие заказчики «готовят» по-другому:

и очень часто в холодильнике не оказывается ингредиентов даже для такой пиццы.


Последовательность разработки дизайна правильного сайта

Соответственно, последовательность действий при разработке дизайна сайта следующая:

Из этой последовательности можно сделать следующие выводы:

  • В любом деле только правильный порядок действий может дать ожидаемый результат.
  • Проще, быстрее и дешевле переделать прототип, чем программинг, верстку и дизайн. Как, например, проще переделать проект дома, чем перестраивать дом.
  • От проработки каждого этапа зависит результат по следующему этапу.
  • Всегда предоставляйте контент исполнителю до создания прототипа и тем более дизайна, чтобы избежать рисков.
  • Если контента нет в полном объеме, обговаривайте и согласовывайте образцы будущего контента с исполнителем. На конкретных примерах, с конкретными техническими требованиями.
  • Если контенат нет, выбирайте разработчиков, которые могут производить контент.
    Если производитель контента и разработчик сайта — разные компании, и вы делаете эти этапы параллельно, синхронизируйте информацию по формату, техническим требованиям и срокам предоставления информации между подрядчиками.
  • Если производите контент самостоятельно, рассчитывайте свои силы и возможности, это очень трудоемкий процесс, который может значительно затянуться во времени.
Поделиться статьей
Комментарии
Другие статьи
Страницы в социальных сетях, которые как бы намекают

Не пишите о Шварценеггере, если продаете творожную массу

опубликовано
3326 10 мин.
Неочевидный способ поиска и мотивации дилеров
опубликовано
4736 15 мин.